Стоимость:
Лабораторные исследования отходов, биотестирование - 3500 руб.
Разработка паспорта опасного отхода от - 3500 руб
Срок:
1-3 дня
Отходы
Что из себя представляет паспорт отходов?
В России все промышленные предприятия и юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью, должны иметь разрешение на проведение работ, связанных с утилизацией отходов.
Паспорт отходов — это как раз тот документ, который удостоверяет право организации на сбор, вывоз и утилизацию отходов. Паспорт нужен абсолютно любой компании, поскольку даже бытовой мусор в офисе, согласно принятой классификации, относится к одному из типов отходов.
Кроме того, паспорт отходов — это юридически значимый документ, который подтверждает принадлежность отходов к определенному виду и классу опасности. В паспорте содержится информация о составе, происхождении и опасных свойствах конкретного отхода, а также — сведения о местах и условиях их размещения на той или иной территории, технологиях использования и обезвреживания.
К опасным свойствам отходов, в рамках которых они классифицируются, относится пожарная и взрывная опасность, экологическая токсичность и некоторые другие факторы.
Оформление паспортов отходов важно не только с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности здоровья людей. В соответствии с ними рассчитываются размеры экологических платежей для организаций и формулируются обоснования в случае нарушения правил утилизации потенциально опасного мусора. Кроме того, без паспорта отходов за транспортировку и утилизацию не возьмётся ни один аккредитованный на эту деятельность подрядчик.
Нормативно-правовая база, касающаяся паспортов отходов
Законодательные аспекты, которые регулируют вопросы оформления и использования паспорта на отходы, фиксируются в нескольких нормативных документах.
Сведения о хозяйствующих субъектах, которые обязаны оформлять паспорт, форме документа и порядке его получения, закреплены в 14 главе ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».
Форма документа и правила по его составлению закреплены в постановлении Правительства РФ №712 от 16 августа 2013 года «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Требования к оформлению паспорта отходов содержатся в ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов».
Общий каталог классификации отходов зафиксирован в распоряжении Росприроднадзора №445 от 18 июля 2014 года.
Классы опасности мусора прописаны в приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ №541 от 05 декабря 2014 года.
За отсутствие паспорта отходов предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафа: для индивидуальных предпринимателей в размере от 40 000 до 60 000 рублей, для юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей и для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.
Правила оформления паспорта отходов
При разработке документа проводится комплексный химический или морфологический анализ состава мусора, а в отдельных регионах России рассчитывается класс опасности.
Обычно паспорт опасных отходов оформляется при работе организации с твёрдыми бытовыми отходами (бытовым мусором, картоном, бумагой, отработанной канцелярией и т. д.). К таким отходам относится также строительный мусор, пищевые нечистоты из кафе и ресторанов, отработанные машинные масла, люминесцентные лампы и т. п.
Паспорт отходов утверждается руководством предприятия (при условии согласования с Росприроднадзором) и действует на всём протяжении времени деятельности организации. Фактические показатели утилизации опасных отходов фиксируются Ростехнадзором и Роспотребнадзором в моменты плановых проверок.
Классы опасности отходов
На сегодня законодательно прописано пять классов опасности отходов, где к 1-му классу относятся самые опасные, а к 5-му безопасные виды мусора.
Согласно нормативным документам:
- К I классу опасности относятся отходы, попадание которых в окружающую среду может нанести такой вред, после которого она не восстановится (ртуть, гальваника).
- Ко II классу опасности относят такие высокоопасные отходы, после попадания которых в почву или в водоёмы окружающая среда восстанавливается в течение 30 лет (например, аккумуляторы).
- К III классу опасности причисляют умеренно опасные отходы, срок разложения которых составляет не более 10 лет (отработанные масла).
- К IV классу опасности относятся малоопасные отходы со сроком разложения в природной среде в течение 3-х лет (шлам от нефти и нефтепродуктов).
Этапы разработки паспорта отходов
Перед тем, как начинать процесс оформления паспорта отходов нужно определиться с тем, какие отходы образуются в ходе хозяйственной деятельности предприятия. Для этого анализируется весь комплекс образующегося сырья, воздушных выбросов и промышленных остатков, которые накапливаются в ходе бытовой или промышленной деятельности.
Обнаруженные по итогу инвентаризации и химического анализа источники негативного воздействия соотносятся с определенным классом опасности.
После сбора всей необходимой информации необходимо подготовить бумаги, определяющие класс опасности, техническое происхождение и вид отходов, его физические и химические свойства с описанием мест хранения и методов утилизации/переработки.
Для V класса опасности при необходимости проводится дополнительное биотестирование, в ходе которого определяется степень его безопасности. Биотестирование, как правило, проходит в рамках исследования с привлечением живых микроорганизмов. Их помещают на исследуемый тип отхода — таким образом экспериментально подтверждается возможность (или невозможность) совместного сосуществования с теми или иными отходами.
Составленный со всеми правилами документ паспорта отходов нужно отправить на утверждение в Росприроднадзор. Достоверность всей изложенной в документе информации подтверждается в процессе его регистрации.
Некоторые организации иногда сталкиваются с тем, что заявленные на паспортизацию отходы не проходят по какому-либо коду Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) — их просто невозможно классифицировать. В таких случаях следует провести процедуру классификации нового типа отходов в ФККО. На период классификации организации выдаётся временный паспорт отходов, срок действия которого ограничивается периодом включения определённого типа мусора в классификатор.
Для успешного включения в ФККО нового типа отходов от организации потребуется предоставить информацию о составе и классе опасности в течение 90 дней с момента её обнаружения.
Оформление паспорта отходов при помощи специалистов нашей компании
Специфика проведения химического анализа для составления паспорта отходов заключается в том, что самостоятельно проделать всю работу в соответствии с установленными правилами могут проводить только аккредитованные экологические лаборатории. Прочие организации вынуждены обращаться за этой услугой к лабораториям, которые обследуют бытовые и промышленные отходы за счёт привлечения сертифицированных специалистов.
По итогу каждый тип и класс отходов оформляется отдельный документ, состоящий из нескольких отделов:
- Реквизиты компании, заказавшей проведение исследования.
- Количество и типы отходов, нуждающихся в паспортизации.
- Описание потенциальных рисков и свойств опасности, которые несут отходы.